Листья и краски

Зима у нас продолжается. Тут бы и глазу от цвета отдыхать, совершенствоваться в рецепции тонкостей серого - в городе только он и есть.

Но тянет уже к цвету... а его еще долго не будет. И вот прислал же добрый человек коллекцию листьев. А мы тут в тупике к ним не равнодушны. Да вы только взгляните - есть на чем остановиться - гамма, точно из походного ящика Рембрандта.

Рембрандт Харменс фан Рейн (1606-1669). Это единственный ставший "большим" из "малых голландцев" художник, которого называют не по фамилии, как остальных, а только по имени: Рембрандт. Уроженец Лейдена, с 1631 г. Рембрандт жил и работал в Амстердаме, испытал влияние утрехтских караваджистов, приемов стиля Барокко, но вскоре нашел собственный стиль, построенный на эффектах светотени и сближенных золотисто-охристых тонов. Кстати, как не стоит смешивать Рембо' и Ре'мбо, так и не стоит путать картину "Ночной дозор" этого автора, с произведениями прочих товарищей.


Вначале пройдем взглядом по приглушенным, а то и совсем темным краскам - землям, синевато-красному Сaput-mortum, по мумии из египетских гробниц; мимо охр,сиен - натуральных и жженых с разных концов света и самой лучшей кипрской умбры; мимо кассельской коричневой, отдавая дань индийской красной, через марсы к ярким кадмиям, желтым и красным... Остановим взгляд на мазках венецианской красной, рецепт которой утерян. Не обойдем и ядовитые но влекущие вермилионы (киновари) - китайский и французский; сангину - именем напоминающую о крови; дорогой естественный кармин из самок кошенили, плодящейся на мексиканских опунциях; индийские гарансы и краплаки из фернамбукового красного дерева или марены; лак-гераниум (capucine) - по цвету сходный с настурциями и геранями. И вот - камбоджийские и цейлонские гуммигуты,индийская желтая, что сделана из мочи бенгальских коров, накормленных листьями манго; шафранная желтая, в ряду с ней недолговечный, но яркий стиль де грен из терновника и красильной резеды; А дальше - минеральные веронская желтая, опасный аурипигмент, оранжевый реальгар, кадмий лимонный и насыщенная стронциановая желтая...

Но клены, с которых опало по осени все это богатство, вовсе не культивировались над гробницей фараона на пастбище коров, питающихся листьями манго и вероятно, их не поливали всякой дрянью с соединениями кадмия и мышьяка (хотя, возможно эффект был бы интересный). Богатый набор пигментов в них синтезируется de novo. И всего-то нужны антоцианы и каротиноиды. Причем, последние имеются в листьях всегда, но маскируются хлорофиллом, а первые - интенсивно накапливаются перед листопадом. Зачем - ученые мужи до сих пор спорят.

Продолжение следует

В начало Карта
Hosted by uCoz